Памятник защитникам ДЗОТа № 11, с. Камышлы

Зображення користувача butilkavodi.
  • Теги:
    • Обелиск (Мемориал),
    • Памятник воинам 1939-1945,
    • Памятник воинам-освободителям,
    • Військові об'єкти,
    • ДЗОТ,
    • Місце поховання,
    • Место гибели,
    • Пам'ятники

Оцінка: 0 / 0 учасників / 0 рекомендації / (+0) (-0) якість

  • УкраїнаКрим Автономна Республіка???
Опис

На рассвете 17 декабря 1941 года гитлеровцы начали свое второе наступление на г. Севастополь, рассчитывая овладеть городом к 21 декабря. Наиболее упорные и тяжелые бои развернулись в долине реки Бельбек, у Камышловской балки, на Мекензиевых горах.
На одном из участков линии обороны находился ДЗОТ № 11, преграждавший путь врагу через Мекензиевы горы на Севастополь. Этот ДЗОТ был расположен на северном склоне горы Таучик-Баир. Его бойцы входили в состав первой пулеметной роты батальона моряков. Командиром ДЗОТа был матрос Сергей Раенко, в подчинении у него находились матросы комсомольцы Михаил Погорелов, Алексей Калюжный, Григорий Доля, Василий Мудрик, Иван Четвертаков и Владимир Радченко. Позднее к защитникам ДЗОТа № 11 присоединились зам. политрука Михаил Потапенко и матросы коммунисты Константин Король и Петр Корж.
Все бойцы ДЗОТа поставили свои подписи под клятвой, принятой на делегатском комсомольском собрании роты перед наступлением врага. Клятва гласила: «Над нашим родным городом, над главной базой Черноморского флота, над всеми нами нависла смертельная опасность. Враг рвется в наш любимый город Севастополь. Мы клянемся Родине:
1. Не отступать назад ни на один шаг!
2. Ни при каких условиях не сдаваться в плен.
3. Драться с врагом по-черноморски, до последней капли крови.
4. Быть храбрыми и мужественными до конца. Показывать пример бесстрашия, отваги, героизма всему личному составу.
5. Наше решение-клятву поместить в боевых листках и сообщить по всем ДЗОТам, окопам, огневым точкам.
6. Настоящее решение обязательно для всех комсомольцев».
На рассвете 18 декабря защитники ДЗОТа № 11 вступили в бой. День и ночь длился неравный бой. Сотни гитлеровцев много раз штурмовали эту маленькую крепость, обрушивали на нее огонь своей артиллерии, фашистские самолеты с небольшой высоты сбрасывали на ДЗОТ бомбы.
Соседние ДЗОТы были выведены из строя. Теперь только одиннадцатый принимал на себя удары врага. Связь с командным пунктом была потеряна. Однако только вечером 20 декабря фашистам удалось овладеть развалинами ДЗОТа № 11.
Из защитников ДЗОТа остался в живых только Григорий Доля. Он был 19 декабря отправлен замполитруком Потапенко на командный пункт с донесением. Тяжело раненный Доля вечером ползком добрался до командного пункта батальона.
После того как контратакой бригады морской пехоты гитлеровцы были выбиты из деревни Камышлы, девять героев были похоронены возле ДЗОТа со всеми воинскими почестями. В противогазной сумке матроса комсомольца Алексея Калюжного была найдена записка, в которой он писал: «Родина моя, земля русская! Я, сын Ленинского комсомола, его воспитанник, дрался так, как подсказывало мне сердце. Истреблял гадов, пока в груди моей билось сердце. Я умираю, но знаю, что мы победим. Моряки-черноморцы! Держитесь крепче, уничтожайте фашистских бешеных собак. Клятву воина я сдержал. Калюжный».
Клятву эту сдержали и все боевые товарищи Калюжного: они так же, как и он, сражались с врагом до последнего вздоха.
Памятник героям ДЗОТа № 11 открыт 07 ноября 1945 года. Обелиск из инкерманского камня украшен скульптурными изображениями ордена Отечественной войны, медалей «За оборону Севастополя» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В гладкую лицевую сторону обелиска вмурована чугунная (в 2015 г. ее не было) доска со словами письма комсомольца Алексея Калюжного. Памятник увенчан пятиконечной звездой, прикрепленной к якорю.
У подножия памятника была плита, под которой покоились останки героев.
В 1965 г. останки погибших тут солдат перенесены в г. Севастополь на Братское кладбище Великой Отечественной войны (правый сектор, 9-й ряд).
29 октября 2011 года в Камышловской балке, где находится ДЗОТ № 11, состоялась историческая реконструкция начала обороны Севастополя 1941–42 годов.
Источник.

При подходе к селу ваше внимание непременно привлечет этот обелиск на склоне горы он виден из далека.

"...Третий день на пути гитлеровцев стоял 11-й ДЗОТ. Он оказался для фашистов непреодолимой крепостью. Небольшая группа израненных, оглохших, изнывающих от жажды черноморских моряков продолжала сдерживать натиск в десятки раз превосходящих сил врага. Фашисты бросили на ДЗОТ бомбардировщики. С нашего КП было видно, как девять пикировщиков один за другим устремлялись вниз, и холм, на котором стоял 11-й, тонул в тяжелой туче взрывов. Но ушли самолеты, и ДЗОТ снова ожил. — Убит Король, — докладывал 11-й, — вторично ранен Раенко, остальные контужены, ДЗОТ поврежден. Прямого попадания нет. И снова атака. Умер командир ДЗОТа старшина 2 статьи Сергей Раенко. Его предсмертными словами были: «Ни шагу назад! Помните нашу клятву…» Потом связь с 11-м прекратилась. Послать для связи, тем более в помощь, было некого: везде было тяжело, а в строю оставалось все меньше и меньше бойцов. …О последних часах 11-го ДЗОТа мы узнали позднее. После гибели командира к пулемету встал Алексей Калюжный. Бинт на его голове пропитался кровью, пылью, пороховой гарью и был почти черным. Потом Алексей упал — вторично ранило смертельно. Погиб Четвертаков. Все меньше оставалось патронов. Не было связи. Оставшийся за командира Дмитрий Погорелов приказал Григорию Доле: "Любым путем доберись до КП, доложи обстановку, если могут, пусть пришлют подкрепление и боезапас. Я останусь со всеми. Приказываю!" — рассердился Погорелов и добавил: — С перебитой рукой, Гриша, ты пользы принесешь мало — ни стрелять, ни бросать гранаты не можешь. Иди. Молча кивнул головой Потапенко, подтверждая слова командира. Добраться до КП сам Доля не смог: через несколько часов его в бессознательном состоянии подобрали санитары. А 11-й продолжал драться, пока один за другим не погибли все его защитники... Источник.

0
Ваш голос: Ні

Повернутися до початку