Замок Ричарда Львиное сердце в г.Киеве

Зображення користувача Aleksis.
  • Теги:
    • Будівля,
    • Архітектурні споруди

Оцінка: +20 / 4 учасники / 3 рекомендації / (+0) (-0) якість

  • УкраїнаКиївська областьКиїв
Опис

   В г.Киеве по Андреевскому спуску, 15 расположен памятник архитектуры – жилой дом XIX века, известный как Замком Ричарда Львиное сердце.

   Этот дом семиэтажный дом из желтого киевского кирпича не просто построен в неоготическом стиле, он как будто бы нарочно желает со средневековым фанатизмом подчеркнуть свою готичность, и это ему вполне удается, благодаря атмосфере таинственности и множеством связанных с ним легенд.

   Он виден издалека и со многих мест. Если войти в низкую, давящую дворовую арку, попадаешь в тесный каменный двор, от которого захватывает  дух. Какие-то арки, своды, подпорные стены, каменные лестницы в толще стены, висячие железные, какие-то ходы, переходы, громадные балконы, зубцы на стенах... Не хватаем только стражи, поставившей в угол свои алебарды и дующейся где-нибудь на бочке в кости. Но это еще не все. Если подняться по каменной, с амбразурами лестнице наверх, попадаешь на горку, заросшую буйной растительностью, с которой открывается чудесный вид на Подол, Днепр и Заднепровье.

   Здесь таинственным выглядит все. По непонятной причине у сооружения много входов и переходов, они присутствуют в каждом ярусе. Каждое помещение имеет свой вход – попасть в них можно и по передней лестнице, и через балкончик или пристройку…

   Самой таинственной считается винтовая лесенка, ведущая в башню. В теле стены она упрятана так, что ее очень сложно обнаружить.

   C начала ХІХ столетия владельцам усадьбы, расположенной под горой Уздыхальницей, всегда угрожали обвалы земли. До 1819 года она принадлежала киевским мещанам Леонтию и Марии Линчевским, от которых перешла к их зятьям – Адаму Гловацкому и Михаилу Саченко. С 1881 года усадьбой владели священник Григорий Михайлович Крыжановский и его дочь Надежда Григорьевна Ящуржинская, с 1889 — Антон Маленко. 1 июня 1902 года участок купил Дмитрий Борисович Орлов — сын известного киевского купца Бориса Арсеньевича Орлова и сам строительный подрядчик.

   При строительстве знаменитого дома был использован эскизный проект академика архитектуры Р. Р. Марфельда, опубликованный в журнале «Строитель» за 1901 год. Он предназначался для жилого дома министерства внутренних дел на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге, но по каким-то причинам проект осуществлен не был. Кстати, имеется версия, что проект был просто выкраден Д.Б.Орловым.

   Кто реализовал проект в Киеве, точно не известно. По некоторым данным, это мог сделать архитектор Андрей-Фердинанд Кондратьевич Краусс, имевший лишь скромное звание техника.

  Строительные работы были начаты во летом 1902 года. В целях экономии был упрощен фасад дома, но в основном  замысел остался неизменным.  К весне 1904 года в доме уже трудились плотники — устанавливали оконные и дверные блоки, настилали черные полы, устанавливали простенки и внутренние лестницы. Но 24 марта из-за небрежности двух оставшихся ночевать и погибших потом рабочих произошел пожар.

   Пламя полыхало так, что его было видно издалека. С рабочими за несколько последних месяцев Д.Б.Орлов так и не рассчитался. Вполне возможно, что это и стало причиной пожара, хотя эта версия доказательств не имеет.

   При разбирательстве выяснилось, что Д.Б.Орлов начал строительство, не согласовав его с городскими властями, так как разрешение выдавалось только авторам проектов, дипломированным специалистам Императорской академии искусств (это подтверждает версию о краже), поэтому ему пришлось дать взятку приставу полицейской управы. Взятки отцам города сделали свое дело, и Д.Б.Орлову было присвоено звание почетного гражданина Киева.

   1 августа 1911 года случилась трагедия — Д.Б.Орлов был убит неизвестными на трассе в районе Благовещенска, когда вез деньги для расчета с рабочими. Его вдове Лидии  Леонидовне Орловой, оставшейся с пятью детьми, пришлось продать дом. 10 ноября того же года его купила на публичных торгах за 111,7 тыс. руб. некая Мария Илларионовна Франк. После нее владельцами были благовещенский купец Анатолий Петрович Серебренников и князь Павел Львович Урусов, сын обер-гофмейстера императорского двора. В июле 1919 года князь в последний раз застраховал свой дом на 160 тыс. рублей, а потом наступило время советской национализации.

   По другой версии супруга погибшего, ставшая правопреемницей всех дел покойного, рискуя потерять последнее, решилась взять крупную ссуду и ко всеобщему удивлению завершила строительство. Так на Андреевском спуске появился новый дом-красавец, необычные архитектурные формы которого должны были привлечь внимание квартиросъемщиков и позволяли назначить высокие цены за квартиры. Кроме основного здания, в усадьбе появились еще три одноэтажные постройки — жилой флигель, торговые лавки и хозяйственные службы. Всего же здесь было 20 квартир размером от одной до пяти комнат и одна — в одиннадцать комнат.

   Благодаря этому вдова Д.Б.Орлова рассчиталась со всеми долгами и займами. Все закончилось вроде бы благополучно, но вдова, как гласит легенда, пожалела денег при расчете со строителями. И те в отместку применили в доме старый и испытанный прием внесения в систему вентиляции и печного отопления каких-то известных лишь им изменений.

   Результатом этой несложной процедуры стали жуткие шумы и стоны во всех коммуникациях. Жильцы, которые поспешили въехать в новый престижный дом, испытывали невыносимые страдания от подобного стресса. По Киеву пошли слухи о поселившейся в доме нечистой силе, жильцы стали разбегаться и дом перестал приносить хозяину прибыль.

   Возницы с большой неохотой везли потенциальных жильцов на Андреевский спуск, а   с 1912 года его стали называть «Домом с привидениями».

   Зловещая репутация дома, как ни странно, привлекла к нему киевских художников, которые довольно быстро заселились в опустевшие квартиры. В верхних этажах дома имелись комнаты с фонарями естественного освещения, что было очень удобно для творческих мастерских. Здесь открываются ателье-мастерские внучатого племянника Т.Г.Шевченко, известного художника Фотия Степановича Красицкого, прекрасного акварелиста Григория КононовичаДядченко, модного скульптора Федора Петровича Балавенского, художника-педагога Ивана Семеновича Макушенко.

   В конце 1905 года в квартире Ф.С.Красицкого проходили первые заседания редакции сатирического еженедельного журнала «Шершень» (выходил в январе-июле 1906 г.). В нем печатались Иван Франко, Леся Украинка, Иван Нечуй-Левицкий и другие писатели, а также сотрудничали художники Иван Бурячок, Владимир Ризниченко, Афанасий Сластион.

   В феврале 1906 года полиция обнаружила в доме тайную типографию украинцев-революционеров. Были произведены аресты и изъято 6 пудов типографского шрифта и 400 оттисков революционных воззваний на украинском языке.

   В одной из квартир поселился профессор Духовной академии Степан Тимофеевич Голубев, который «одолел» нечистую силу. Он первым обнаружил, что в печные трубы рядом с вытяжкой вмонтированы горшки. При малейшем движении воздуха происходит имитация стонов и завываний — таким способом строители «отблагодарили» Л.Л.Орлова за невыплату денег.

   В 1920 году дом был национализирован советской властью и приспособлен под коммуналки, а в одиннадцати комнатах на четвертом этаже и в часть других располагались русский и польский детские дома. Позже здесь некоторое время размещалась еврейско-русская трудовая школа №10. Вплоть до 1983 года здание выполняло функции жилого дома.

   Название у Замка Ричарда Львиное Сердце появилось в 1967 году с легкой руки известного писателя Виктора Платоновича Некрасова.

   Как обнаружилось, замок был назван в честь вполне реального Ричарда – господина Юревича – блестящего рассказчика и выдумщика, который прожил в нем больше 60 лет. Он был старейшим жильцом этого дома, проживал там с 1922 года. В.П.Некрасов познакомился с ним в 1966 году и между ними завязались дружеские отношения. Ричард охотно рассказывал писателю истории из жизни замка. В шутку Некрасов называл своего друга Ричардом Львиное Сердце.

   С 1983 года, после отселения жильцов, в здании начался капитальный ремонт с целью приспособления его под ведомственную гостиницу, но в 1990 году работы были приостановлены. Почти четверть века красавец-замок стоит пустой.   Потом был найден инвестор, вложивший в строительство больше 2 млн долларов. С тех пор здание неоднократно меняло собственников, но, не смотря ни на что, стоит пустое. Нынче здание находится в ведении совместного предприятия «Узвіз», которое продолжает строительство гостиницы.

   И уже в наше время замок преподнес еще один сюрприз. Рабочие, проводившие  реконструкцию, выносили строительный мусор, в том числе и старые мраморные ванны. Одна из них, то ли из квартиры № 12, принадлежавшей в свое время С.Т.Голубеву, то ли из квартиры № 14 гласного Городской Думы В.А.Смирнова, была слишком тяжелой. Чуть позже выяснилось, что состояла она из двух стенок, плотно заполненных… царскими червонцами.

Источник № 1: 

Источник № 2:

Источник № 3:

 

 

 

Звіти
Зображення користувача butilkavodi.
1 Фото
butilkavodi
Зображення користувача olanko.
1 Фото
olanko
Зображення користувача vv.
1 Фото
vv
Зображення користувача Декабрь.
1 Фото
Декабрь
5
Ваш голос: Ні Рейтинг: 5 (1 голос)

Повернутися до початку