Памятный крест на месте расстрела священнослужителей в г.Киеве

Ocena: +5 / 1 participant / 1 zalecenie / (+0) (-0) jakość
- Ukraina›Kijów obwód›Київ
Opis
В Бабином Яру установлен крест в память священников Александра Вишнякова и Павла Остренского, расстрелянных фашистскими захватчиками 6 ноября 1941 года.
На священной Киевской земле явлены примеры самопожертвования, героизма, величайшей веры и преданности Богу многих замечательных людей. Среди них – священномученики архимандрит Александр (Вишняков), протоиерей Павел (Остренский), схимонахиня Есфирь, которые стали первыми жертвами фашистского насилия среди церковников оккупированного Киева. Движимые христианской любовью, они, рискуя собственной жизнью, прятали евреев от нацистов. Таким образом, было спасено много еврейских семей, в числе которых пианист Райский, солист оперного театра Иванов, дирижер Раклин и многие другие.
Архимандрит Александр Васильевич Вишняков (настоятель Никольско-Набережной церкви) и протоиерей Павел Остренский (настоятель церкви Байкова кладбища), распространяя первое послание митрополита Сергия Старгородского, бесстрашно призывали на борьбу с немецкими оккупантами, на защиту священных границ нашей Родины. Они наотрез отказались служить молебны за здравие фюрера.
За сопротивление нацистскому режиму, фашисты зверски замучили православных священников и схимонахиню. Рассказ о мученической смерти архимандрита Александра записан по свидетельству очевидцев, чудом избежавших смерти.
В роду отца Александра насчитывалось более 300 лет преемственного священства, поэтому духовная стезя была заложена Святым Духом с самого рождения. Владея даром красноречия и глубокими богословскими познаниями, юному священнику было предопределено блестящее будущее, но Господь уготовал ему другой путь, великого внутреннего подвига.
В разгар Первой мировой войны отец Александр становиться военным священником и в это тяжелое время своими проповедями неотступно поддерживает измученных солдат в патриотическом настроении. С войны он пришел с Георгиевским крестом на груди за то, что занял место убитого командира роты и поднял солдат в атаку, когда они уже отчаялись одержать победу, и выиграл сражение.
Из Гражданской войны о.Александр выходит с подорванным здоровьем, но Господь готовит своего верного слугу к новым испытаниям.
Во время становления власти Украинской Народной Республики (УНР) батюшка жил в Киеве в доме, где проживало несколько еврейских семей. Когда начались еврейские погромы о. Александр проявил откровенно мужественный поступок и защитил своих соседей от вооруженной толпы.
После победы Красной армии в 1918г. в Киеве устанавливается большевистская власть. В сатанинских лапах «Красного террора» среди первых 3000 арестованных, оказывается и о. Александр. С особой ненавистью в Октябрьском дворце культуры издеваются над священниками. Семья батюшки, отчаявшись что-либо узнать о его дальнейшей судьбе, направляется в Киев в Октябрьский дворец и добивается встречи с «главным», которым, по произволению Божьему, оказывается большевистский комиссар Варейкис, которого батюшка спас во время еврейских погромов. Помня истинно христианский поступок священника, комиссар дает распоряжение освободить его.
В 1922 году Церковь Христова вновь подвергается новой волне безжалостных гонений, которых не избежал и отец Александр. Постоянные обыски на съемной квартире, грабежи и издевательства над его семьей заканчиваются для священника периодическими «отсидками» в НКВД, где его жестоко мучают.
В 1934 году власти стали массово закрывать церкви в центре города и о. Александр остается без прихода.
В 1935 года страну накрыла новая волна массовых арестов священнослужителей, среди которых, одним из первых, оказался и о. Александр. Решением особой комиссии при НКВД УССР от 13 июня 1937 года его приговаривают к трем годам исправительно-трудовых лагерей и для отбытия наказания направляют в бухту Ногаево Северо-восточного лага.
После трех мучительных лет лагерей батюшка в 1940 году возвращается из ссылки и узнает, что его жена, не выдержав испытаний голодом и нищетой, оформила с ним развод.
Оставшись один, без дома и семьи, священник отправляется в Москву, где местоблюститель Патриаршего престола Митрополит Сергий (Страгородский) постригает его в монашество в чин архимандрита. Возвратившись в Киев, архимандрит Александр становится настоятелем Соломенской церкви.
1941 год приносит с собой страшные испытания – разразилась великая Отечественная война. Германия, вступив на военную тропу с Россией, проанализировав ошибки советской истории, принялась за идеологическую борьбу, спекулируя чувствами православных, назвала себя защитником религии. Местоблюстителю Патриаршего престола митрополиту Сергию удается распознать козни врага человеческого и он уже в первый день войны обращается к народу с «Посланием», в котором призывает бросить все силы на защиту Отечества от врага в лице немецкой армии. Этот призыв в Киев привозит митрополит Николай, и вместе с о. Александром развозит обращение по всем храмам столицы. Каждый день батюшка, подвергая риску свою жизнь, читает «Послание» на службах и благословляет свою паству защищать границы земли русской.
С приходом в Киев в сентябре 1941 года немцев, униатов и автокефалистов-самостийников, архимандрит Александр не прекращает читать на богослужениях «Послание» митрополита Сергия и вскоре нашлись «благожелатели», которые донесут на ревнителя православия в гестапо. Сила духа о. Александра вызывает искренний интерес у оккупационной власти и Его вызывают в управление гестапо. Прошлое репрессированного советской властью священника дает оккупантам надежду на сотрудничество. Батюшку отпускают, запретив просвещать свою паству «Посланием», приказав при этом служить молебны о здравии фюрера, но о. Александр не сломался, а еще с большей ревностью усилил духовную войну против врага.
28 сентября 1941 года в Бабьем яру начались массовые расстрелы евреев. Батюшка, облачившись в рясу с Георгиевским крестом на груди, направился в Яр, до самой ночи ходил среди обезумевших от страха людей, укрепляя и наставляя их в последние минуты жизни.
На утро в храме из его уст полилась еще более грозная проповедь с призывом на сопротивление врагу. В этот день после святой Литургии его арестовали.
Только в декабре 1941 года сын священника узнал судьбу своего родителя от Владыки Пантелеймона: «Ваш отец, архимандрит Александр Вишняков, расстрелян немцами в Бабьем Яру 6 ноября 1941 г.».
По словам очевидцев, во время казни батюшке удалось спрятать нательный крест во рту, чтобы не отобрали нацисты. Полицаи пытались распять батюшку на кресте, но не было гвоздей. Тогда, вывернув ему ноги, привязали колючей проволокой к кресту. Затем облили бензином, подожгли и, горящим на кресте, о. Александра сбросили в обрыв…
Архимандрит Александр (Вишняков), протоиерей Павел (Остренский), схимонахиня Есфирь были преданы мученической смерти 6 ноября 1941 года, а в В 2000 году на месте их мученической смерти был установлен памятный крест.
Raporty
- Blog
- Zaloguj się lub utwórz konto, by odpowiadać
- 1941 odsłon