butilkavodi посетил(а) "Памятник Тарасу Шевченко в Луганске"
Фото июль 2008.
"Лишь несколько часов радовался скульптор Иван Чумак решению суда от 19 марта 2004 года, обязавшего Луганский городской совет выплатить ему гонорар за работу над памятником Тарасу Шевченко. Вечером того же дня, на семьдесят восьмом году жизни, народный художник Украины скончался." Источник.
«Встречаемся у Шевченко!» — который год говорят в Луганске. Начиная с мая 1998 года памятник Кобзарю — излюбленное место встреч горожан. Здесь же каждую очередную годовщину со дня появления на свет великого поэта, собираются и школьники, студенты, преподаватели, литераторы — словом все кто считает своим долгом почтить память гения. В похвалах шевченковской музе недостатка не ощущается. Но вот об авторе скульптуры либо вспоминают вскользь, либо не вспоминают вообще. А жаль!
Памятник Тарасу Шевченко в Луганске стал последней большой работой Ивана Михайловича Чумака — народного художника Украины, лауреата премии им. Т.Шевченко. И лишь немногие знают: чего ему это стоило.
Вот что рассказывал незадолго до своей смерти коллегам из «Зеркала недели» сам Иван Михайлович.
— Производственных площадей в Луганске на тот момент не было. А сроки поджимали. Поэтому я согласился поехать в столицу, чтобы выполнять работу в мастерских художественного фонда и жил в Киеве два с половиной года.
Думая больше не о юридической, а о творческой стороне дела, скульптор дал согласие ехать в Киев за свой счет.
— Жил впроголодь в самых захудалых общежитиях. Работал в мастерских на лесах с семи утра до семи вечера. Всухомятку перекусил, в общежитие, утром снова на работу. Город не выплатил мне ни гонорара, ни командировочных. (в то время Ивану Чумаку было уже 72 года — прим. Авт.) Я чувствовал боль, но в горячке, знаете как?.. Для меня было высочайшей честью — ваять Тараса Григорьевича».
А между тем дирекция комбината требовала освободить помещение, говоря, что Луганский горисполком не платит деньги за выполнение памятника в материале. В это время в Луганске проходила первая из двух памятных внеочередных смен городской власти и тогдашнему горисполкому, было не до памятника Шевченко и работающего над его созданием скульптора. На помощь пришла украинская диаспора, представитель которой успокоил руководство художественного комбината заверениями в выплате причитающихся ему денег.
— Я, в город звоню, — вспоминал скульптор, — говорю, что мне не на что жить. Все, что было в доме, — продано. Я уже грабил семью. А они ответили: на творчество у нас нет денег.
Несмотря на все сложности, памятник был выполнен в срок. Из Киева он уехал больным человеком. Но был счастлив, что успел.
Памятник открыли 22 мая 1998 года в рамках международного Шевченковского праздника «В сім’ї вольній, новій...». И открыли, как водится, с помпой. Но надорвавший здоровье скульптор, так и не получил кровью и потом заслуженного гонорара. Луганский горсовет не мог найти юридических оснований для выплаты, 35 тысяч гривен, начисленных Чумаку комиссией при Министерстве культуры. Причина — отсутствие договора, который не был подписан «в связи со сменой руководства в Луганском горисполкоме». Разбирательства по этому поводу длились шесть лет. Чумак победил. Но…
Лишь несколько часов радовался скульптор Иван Чумак решению суда от 19 марта 2004 года, обязавшего Луганский городской совет выплатить ему гонорар за работу над памятником Тарасу Шевченко. Вечером того же дня, на семьдесят восьмом году жизни, измученный, перенесший несколько инсультов народный художник Украины скончался.
Кстати
Памятник Кобзарю не на высоком гранитном постаменте, как задумал скульптор, а на низеньком мраморном блоке, срочно — чтобы успеть к намеченным для открытия срокам — приобретенном областной властью у киевского художественного комбината. Директор комбината посоветовал поставить этот блок временно, пока руководители области не найдут средств на гранит. И вот уже восьмой год этот «временный» блок служит постаментом памятника Шевченко. Источник.
Groups: